Структура управления. Модель государственно-общественного управления образованием школы.


Структура и органы управления образовательной организации

Структура образовательной организации

Наименование структурных подразделений (органов управления)
Структурных подразделений нет

Информация о руководителях структурных подразделений
Структурных подразделений нет

Наличие положений о структурных подразделениях (органах управления) с приложением копий
Структурных подразделений нет

Место нахождения структурных подразделений
Структурных подразделений нет

Адреса официальных сайтов в сети «Интернет» структурных подразделений (при наличии)
Структурных подразделений нет

Адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии)
Структурных подразделений нет

Информация о структуре управления школой

    Одним из принципов государственной политики в области образования является демократический государственно-общественный характер управления образованием, работникам нашей школы, обучающимся и их родителям представлено право на участие в управлении школой. Демократизация системы образования, школы как социального института общества- процесс, являющийся одной из составляющих национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая предполагает усиление роли общественности и является одной из главных тенденций развития образования как открытой государственной системы. В нашей школе сложился определенный опыт государственно-общественного управления образовательным учреждением. Достаточно активно работают родительские советы, ученическое самоуправление «Школьная республика», налажено взаимодействие с социальными партнерами. Все это позволило придать управленческим структурам школы новое современное содержание, появилась такая форма государственного и общественного управления как Управляющий совет, позволяющий школе стать более открытой для окружающего социума, понятной ему. Управляющий совет — это коллегиальный орган управления школой, состоящий из родителей, учеников старшей школы, одного представителя общественности, директора, представителя учредителя, одного представителя профсоюзного комитета школы, одного педагога. Состав Совета выборный и кооптируемый. Заседания проводятся 1 раз в 3 месяца.

Управляющий Совет возглавляет Далайцыренова Чимита Бальжинимаевна. Также в Совет входят директор МОУ «Ушарбайской средней общеобразовательной школы» Мэдэгэй Баирма Бабуевна,учителя Жамьянова Цындыма Ивановна, обучающиеся Будуев Пурбо и Цыбенов Максим, родители Чернинова Билигма Сангадаевна, Баярова Ирина Базаровна  работник районного управления образования и молодежной политики Санжаева Ульяна Жамсуевна.

Одной из задач нашего Совета школы является контролирование рационального использования выделяемых учреждению бюджетных средств, обеспечение прозрачности финансово- хозяйственной деятельности. Одной из функций – согласование и распределение премии педагогам. В этом направлении школа действительно стала открытой. Общественное мнение, законодательно оформленное подталкивает учителя работать лучше и качественнее, повышать профессионализм. Родители и общественность полностью информированы через доклады администрации школы, выступления на родительских собраниях о положительных результатах деятельности педагогов школы, динамике развития не только качества передаваемых учебных предметов, но и внеаудиторной занятости — элективных курсов, кружков, спортивных секций ,участия в олимпиадах, работы с одаренными детьми – иными словами , динамике развития дополнительного образования, что предусматривает новый стандарт в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Попечительский совет ассоциации выпускников способствует привлечению добровольных взносов различных физических, юридических лиц, разрабатывает и реализует конкретные проекты по материальному обеспечению учебно-воспитательной, профессионально-ориентационной, экспериментальной деятельности обучающихся школы; организует, осуществляет и обеспечивает, при необходимости, защиту законных прав и интересов обучающихся и педагогов школы. Сегодня, главная задача Попечительского совета  ассоциации выпускников  — создать совместно с педагогами программу развития школы. Попечительский совет ассоциации выпускников  избирается на  собрании выпускников . Попечительский совет ассоциации выпускников является добровольным общественным объединением, созданным для содействия внебюджетному финансированию проектов школы по технологии краудфандинга и оказания ей организационной, консультативной и иной помощи. Директор образовательного учреждения в обязательном порядке входит в состав Попечительского совета. Члены попечительского совета работают на безвозмездной основе. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в школе действует объединение учителей  «Педагогический менеджмент». Формами самоуправления являются также Педагогический совет школы, общее собрание трудового коллектива школы, Родительский совет. Общее собрание трудового коллектива школы собирается по мере надобности, но не реже двух раз в год. Общее собрание трудового коллектива школы вправе принимать решение, если в его работе участвует более половины сотрудников, для которых общеобразовательная организация является основным местом работы. Педагогический совет — коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников школы. Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначенный учредителем. Должностные обязанности Директора школы не могут исполняться по совместительству. Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности школы, не входящие в компетенцию органов самоуправления школы и Учредителя.   При проведении любого общешкольного события создаётся Временная инициативная группа для организации . Поскольку в общешкольных событий задействованы все участники образовательной деятельности: ученики, родители, педагоги,социальные партнеры то все они должны быть представлены во Временной инициативной группе для организации дела с равными правами и обязанностями. По окончании дела, когда проанализированы и подведены итоги  Временная инициативная группа прекращает своё существование. В школе разработана и институционально закреплена следующая модель ГОУ+++ графическая модель с кратким описанием. Инновационность предложенной модели ГОУ состоит в том, что в школе созданы инновационные структуры, призванные обеспечить условия для взаимодействия социальных партнеров и школы, в частности: УС, Северный образовательный округ, социальные партнеры, Ассоциация выпускников, школа компетентного родителя, общественное сообщество «Потенциал Ушарбая» и др. Эффективность деятельности структур ГОУ определяется их влиянием на расширение образовательного потенциала школы, т.е. создание новых возможностей для развития всех участников образовательных отношений в сельской школе.

4. Цели и задачи реализуемой модели: Цель инновационной деятельности состоит в обосновании и практиком создании модели государственно-общественного управления, основанной на взаимодействии школы с социальными партнерами и обеспечивающей обогащение образовательного потенциала сельской школы. Задачи инновационной деятельности:

  • организационно-управленческие:
  1. Сформировать пакет локальных нормативных актов, обеспечивающих взаимодействии школы с социальными партнерами.
  2. Институционально закрепить действующую модель ГОУ.
  3. Утвердить план-график деятельности школы с учетом действующей модели ГОУ.
  4. Обеспечить информирование общественности и участников образовательных отношений о направлениях, структурах ГОУ.
  • организационно-методические:
  1. Разработать механизм привлечения социальных партнеров в целях расширение образовательного потенциала школы и содержательные направления взаимодействия с ними.
  2. Разработать проектно-методические материалы по организации отдельных направлений взаимодействия школы и социальных партнеров.
  3. Обеспечить документально-методическое описание действующей модели ГОУ.
  4. Организовать мониторинг эффективности действующей модели ГОУ.

5. Содержание модели. Модель взаимодействия школы и социальных партнеров как условия обогащения образовательного потенциала школы включает в себя 4 взаимодействующих и взаимосвязанных модуля, объединенных в общественном сообществе «Потенциал Ушарбая», деятельность которого регулируется координационным советом, управляющим всеми представительными органами, входящими в структуру модели. Модуль 1. Управленческая образовательная среда – «Педагогический менеджмент» Традиционная система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена в предложенной модели ГОУ с помощью внедрения идей педагогического менеджмента в практику образовательных учреждений. Обновление системы управления образовательной организацией может происходить только на основе новых технологий управления его развитием. Это позволило расширить образовательный потенциал школы по следующим позициям:…. Содержание модуля «Педагогический менеджмент» позволит стажерам базовой опорной площадки по-новому взглянуть на управленческую систему, так как: •   характеризует способы перехода от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий личностно ориентированный подход к деятельности по достижению максимальных результатов; • описывает условия развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося педагога. Модуль 2. Управленческая образовательная среда – «Ученическое самоуправление «Школьная республика» Ученическое самоуправление детской школьной организации «Школьная республика». В рамках ФГОС ученическое самоуправление дает импульс развитию личностных качеств и социализации сельского школьника. Учащиеся приобретают бесценный опыт, организаторские качества, чувство ответственности перед своими сверстниками.  Это позволило расширить образовательный потенциал школы по следующим позициям:…. На заседаниях ученического совета, с участием представителей общественности поднимаются самые разные проблемы школьной жизнедеятельности. Начиная с организации мероприятий, заканчивая различными социальными и культурными проектами. Структура ученического самоуправления включает должность президента школьной республики и различные министерства, которые тесно взаимодействуют с управляющим советом школы, в который входят: Родительский совет, педагогический совет и совет социальных партнеров. К компетенции органов школьного самоуправления относятся: 1.создание рабочих органов; 2.организация сборов, конференций; 3.взаимодействие с органами управления школой; 4.разработка внутренних законов, правил, требований; 5.планирование классной, школьной, внешкольной деятельности, формирование уклада школьной жизни; 6.организация и участие в проектной, творческой, исследовательской, досуговой деятельности; 7.поддержание дисциплины и порядка в школе. Все мероприятия отражаются, через информационную деятельность самоуправления в виде, фото и видеоотчетов внутри школы и на сайте школы. А также, анонс всей деятельности иллюстрируется и описывается в школьной газете «Школьный вестник». Одной из основных задач, которая обеспечивает управленческая культурно-образовательная среда, является создание социально-активной школы. Стратегия достижения успеха учащимися ориентирована, прежде всего, на самореализацию развивающейся личности в познании мира, овладение способами деятельности, овладение жизненно важными компетенциями. Учащиеся старшей ступени реализуют свои индивидуальные способности в конкурсах, конференциях, олимпиадах, соревнованиях: «Лучшее портфолио», «Лучший проект», «Исследователь 2015 г», «Грант Главы СП «Ушарбай», «Лучший шахматист», «Лидер самоуправления», «Ученик года», «Социальная звезда», «Лучший спортсмен», «Рисунок года». Модуль 3. Управленческая образовательная среда – «Школа компетентного родителя». Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой важной частью деятельности школы. Введение ФГОС придает этому направлению работы принципиально новую значимость, т.к. ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, государством. Очевидно, не только государство может требовать от обучающегося соответствующего образовательного результата, но и обучающийся, и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. Считаем, что ключевая роль здесь принадлежит управляющему совету, наделенному реальными полномочиями, а также информационной открытости школы потребителям. Данные полномочия, зафиксированные в Уставе, Положении о школьном управляющем совете, касаются вопросов согласования:

  1. основной образовательной программы;
  2. части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательной деятельности;
  3. профильного  обучения в старшей школе;
  4. выбора вида деятельности предлагаемой школой.

Наличие в школе работоспособного, компетентного и ответственного общественного совета, наделенного полномочиями участия в совместной с педагогическим коллективом, помогает выполнить поставленные цели и задачи и оценить  социокультурную  эффективность работы. При разработке основных образовательных программ, в составе которой помимо обязательной части, есть часть, формируемая участниками образовательного процесса, мы столкнулись с необходимостью привлечения к проектированию ООП родительской общественности, как наиболее заинтересованной категории участников образовательных отношений. В «Школе компетентного родителя» проводятся информационно-просветительская деятельность по нормативным документам системы образования, предлагаются элективных курсов для учащихся в школьном супермаркете. Это позволило расширить образовательный потенциал школы по следующим позициям:….     Модуль 4. Управленческая  образовательная среда – совет социальных партнеров «Вместе в будущее» Школа заключила договора с социальными партнерами по следующим направлениям: Профориентационная работа: районный центр занятости населения, Могойтуйский агротехнологический техникум, сельская, районная детская библиотеки, колхоз-племзавод «Ушарбай», информационно-консультационный центр АПК Могойтуйского района, сетевое взаимодействие сельских школ «Северный образовательный округ»; Социальная работа: окружной краеведческий музей, окружной Музей природы, Центр занятости населения МР «Могойтуйский район», Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при МР «Могойтуйский район», сельский музей им. Д.Дугарова, Дом детского творчества, станция юных натуралистов, детско-юношеские спортивные школы, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при СП «Ушарбай», Совет ветеранов СП  «Ушарбай», Совет по делам молодежи, Центр Досуга СП «Ушарбай», СВА СП «Ушарбай», МДОУ «Ургы». Совместно с администрацией школы проводятся с социальными партнерами корректировки и согласование договоров; малые и социальные практики; разработку модульных краткосрочных курсов и внедрение познавательных программ «Самопознание. Выбор профессии»; профессиональные пробы; обучающие семинары для социальных партнеров по следующим темам «Проектная деятельность учащихся в условиях социального партнерства», «Исследовательская деятельность учащихся», «Современные технологии обучения учащихся», «Развитие компетентностей учащихся». Инновационная образовательная технология игровой модели фирмы для учащихся старшей ступени хорошо вписывается в концепцию ФГОС СОО. Для этого совместно с социальным партнером школы Могойтуйским аграрно-промышленным техникумом организованы социопрофессиональные пробы для учащихся старших классов. При проведении социальных, профессиональных практик и проб используется игровые имитационные технологии: стажировку с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование, дидактическую игру. Благодаря ГОУ «Ассоциацией выпускников» проделана большая работа по созданию инфраструктуры школы: построены гараж, площадка для игры в городки, спортивная площадка, летняя эстрада, стадион, музей под открытым небом «Сила Ушарбая». В мастерской народных промыслов совместно с родителями осваивают навыки валяния шерсти, бурятское ткачество, моделирования национальной одежды, изготовление кукол. В соответствии с программой развития школа осуществляет сетевое взаимодействие со школами «Северного образовательного округа», которые работают в инновационном комплексе Могойтуйского района. Это инновационные платформы «Школа социальных проб и практик», «Школа этнокультурных практик», «Школа коммуникативных практик», «Школа предпринимательских практик», «Школа естественно-научных практик», «Новый педагогический профессионализм», «Школа научно-технических практик». Исходя из модели сетевого взаимодействия, ставятся задачи, связанные с проведением либо отдельных образовательных событий, либо поддержки авторских проектов, либо создания открытого доступа для аккумулирования и использования инновационных разработок, реализации сетевых образовательных программ, либо поддержки сетевых форм организации образования. В этом случае формами новой организационной структуры могут быть управленческо-педагогические команды школ (школьные модели), сетевые управленческо-педагогические команды. В результате взаимодействия образовательное пространство школы обогащается новыми ресурсами, контактами, формами и способами учебной деятельности, которыми овладевают наши обучающиеся. Это позволило расширить образовательный потенциал школы по следующим позициям:…. Проводятся сетевые мероприятия на базе нашей школы, в сети. В рамках реализации ФГОС учителя 4-х классов школ «северного образовательного округа» работающие в сети разработали сетевую образовательную программу «Сезон математических игр». Она рассчитана на два месяца и планируется проведение 4 игр. Идея программы состоит в создании возможностей для приобретения учащимися начальных классов  образовательных результатов компетентностного характера и формирования метапредметных умений за счет разновозрастного взаимодействия в ситуации математической игры. Игры проводим в событийном формате, старшеклассники  координируют деятельность учащихся, а учителя работают в позиции наблюдателей и оценщиков метапредметных результатов.  Также по программе сетевого взаимодействия по развитию физической культуры, здорового образа жизни и спорта  проводятся сетевые спортивные мероприятия по футболу и волейболу, по шахматам  школ «Северного образовательного округа» .

5.1 Этапы реализации модели:    1 этап: Диагностико-прогностический Май- сентябрь 2012-2013 г.г. Цель: создать условия  для реализации инновационного проекта в школе Задачи: 1.Изучение опыта участия социальных партнеров в создании культурно-образовательной среды для расширения индивидуальных образовательных маршрутов сельских школьников. 2.анализ условий  школы для реализации проекта 3.Диагностика готовности педагогического коллектива к реализации проекта, изучение потребностей социума. 4.Разработать модель ГОУ и организационные механизмы создания ГОУ 5.Проработать и дополнить нормативно-правовую базу 6.Модернизировать культурно-образовательную среду для расширения ИОМ учащихся.     2 этап – организационно-преобразующий. 2014-2015 г.г. Цель: проведение организационных преобразований, обеспечивающих реализацию инновационного проекта в школе. Внедрение и реализация проекта. Задачи: 1.Разработка перечня профессиональных компетенций педагога обеспечивающих социальное развитие учащихся, повышение их квалификации 2.Разработка модели, обеспечивающей преемственность и непрерывность культурно-образовательной среды, ориентированной на реализацию разнообразных форм социализации учащихся. 3.Совершенствовать систему взаимодействия с социальными партнерами 4.Заключить договора с потенциальными партнерами по реализации модели ГОУ 5.Разработать структуру индивидуальной образовательной траектории учителей, участвующих в реализации проекта. 6.родители 7.Создание банка методик диагностики социального развития учащихся.    3 этап – обобщающий. 2016-2017 г.г. Цель: анализ и обобщение достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Задачи: 1.Разработка методических материалов по обмену опытом работы. 2.Проведение общественной экспертизы эффективности систем государственно-общественного управления. 3.Прогнозирование  перспективных  направлений  развития государственно-общественного управления.

5.2. Механизмы реализации модели Создана модель ГОУ участия социальных партнеров в создании культурно-образовательной среды как условия расширения индивидуальных образовательных маршрутов сельских школьников. Для реализации проекта определены функции всех систем и работников организации. Это реализовано через локальные акты: положения, приказы, должностные инструкции. Управление по реализации проекта осуществляется Управляющим советом. Основными элементами управления проектом видятся целеполагание, планирование, мониторинг, обратная связь, адаптация, анализ. Управляющий совет решает стратегические задачи управления, его деятельность регламентируется положением об Управляющем совете. В реализации проекта задействованы Управляющий совет, педагогический совет, совет родителей, ученическое самоуправление «Школьная республика», совет социальных партнеров «Вместе в будущее». Наличие нормативно-правовых документов, принятых на уровне ОУ: Положение об Управляющем совете школы, положения о Родительском совете, педагогическом совете, творческой группе педагогов, положение о тьюторстве и наставничестве, положение об инновационной деятельности, положение о совете социальных партнеров «Вместе в будущее», положение об Ассоциации выпускников, положение о «Школе компетентного родителя», положение об ученическом самоуправлении «Школьная республика», положение о сетевом взаимодействии школ северного образовательного округа, положение об индивидуальном маршруте учащегося и индивидуальной программе-траектории педагогов, положение о портфолио учащихся и педагогов, положение об организации работы научно-методической службы школы, положение о социально-психологической службе сопровождения, положения о проектных и исследовательских работах, положение о внеучебной деятельности, положение о школьной газете «пресс-центр школьный вестник», положение о школьной олимпиаде, НПК учащихся,  положение о предметных неделях в школе.

5.3. Финансово-экономические механизмы В рамках деятельности базовой опорной площадки коллективом школы ведется работа: —   по обновлению информационно-технической базы; —   утверждаются сметы расходования средств; —    привлекаются внебюджетные средства для обеспечения деятельности и развития школы; —   проводится общественное обсуждение результатов деятельности школы и  базовой опорной площадки. За два года социальными партнерами и ассоциацией выпускников была оказана материальная помощь, которая была израсходована на реализацию проектов по созданию культурно-образовательной среды школы. 5.4. Перспективы развития модели Проект предполагает дальнейшее развитие инновационной модели ГОУ образовательной организации, которая будет способствовать увеличению количества социальных партнеров, появление новых форм детского самоуправления, разработка новых механизмов вовлечения родителей в деятельность школы, повышение уровня управленческой компетентности педагогов. Инновационное проектирование предоставит возможность коллективу, социальным партнерам школы непрерывно повышать управленческий потенциал и профессиональную компетентность участников проекта, а идеи, рожденные внутри проекта, найдут отражение в дальнейшей апробации новых форматов образовательной деятельности.

6. Транслируемость и масштабирование модели. В 2014 г. школа стала региональной базовой опорной площадкой по реализации ФЦПРО по направлению 1.9 «Обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по ГОУ». В рамках реализации программы БОП за два года прошли стажировку 191 руководителей и педагогических работников образовательных учреждений Забайкальского края, Иркутской области, Амурской области, Хабаровского края, республики Татарстан. В рамках стажировочной площадки проведены мероприятия в разных формах: дискуссионные площадки, сетевые образовательные события, мастер-классы, практикумы, семинары, круглые столы, открытые уроки, внеурочные мероприятия.

7. Основные результаты по реализации модели 1. Повышение квалификации стажеров базовой опорной площадки по проблемам ГОУ; 2. Обобщение опыта организации ГОУ в сборниках МР «Могойтуйский район», ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края» 3. Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся, родителей, общественности; 4. Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности ОО  моделей социального партнерства, функционирование которых предусматривает: — Укрепление ресурсной базы; — Привлечение дополнительных ресурсов; — Формирование института общественных экспертов; — Создание положительного имиджа школы среди общественности.

8. Оценка результатов по реализации модели В школе создана система оценивания эффективности государственно-общественного управления образованием (5-балльной шкале) по следующим направлениям: 1.нормативный (реализация в ОО локальных актов, регламентов определяющих деятельность ГОУ по индикаторам: динамика введения в ОУ нормативных документов, представительство в органах ГОУ всех участников образовательной деятельности, учредителя и общественности). 2.организационный (включенность органов ГОУ в процесс выявления и формирования социального заказа, планирования, контроля и регулирования образовательного процесса, участие в разработке стратегии развития, комфортность образовательной среды, обученность субъектов образовательной деятельности и общественности основам ГОУ). 3.информацонный (сформированность информационного пространства ОУ). 4.результативный (участие органов ГОУ в экспертизе результатов образовательной, инновационной, финансовой деятельности ОО, самореализация членов ГОУ).

Модель государственно-общественного управления

МОУ «Ушарбайская средняя общеобразовательная школа»

модель ГОУ

    Модель государственно-общественного управления школы представлен общественном сообществом «Потенциал Ушарбая», который включает в себя 4 модуля, деятельность которого регулируется координационным советом, управляющим всеми представительными органами, входящими в структуру модели. Управленческая образовательная среда «Педагогический менеджмент» представлен: педагогическим советом, методическими объединениями школы, научно методическим советом «Содружество», службой сопровождения, инициативными группами по внедрению ФГОС, по внедрению профессионального стандарта педагога. Внедрение идей педагогического менеджмента в практику способствует формированию устойчивой потребности в самообразовании, самооценке, саморазвитии в условиях инновационной деятельности. Управленческая образовательная среда «Ученическое самоуправление «Школьная республика» включает в себя: советы классов, центр самооценки, холис-центр «Тамир», пресс-центр «Школьный вестник», исследовательский центр, центр бурятской культуры, креативный центр, проектную мастерскую, центр прикладных наук. Главной целью управленческой образовательной среды является предоставление возможности развития личности через повышение вариативности образования, поддержание организации культурно-образовательной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь, взаимодействию образования и социокультурной среды, их взаимообогащению и развитию. Управленческая образовательная среда «Школа компетентного родителя» является одним из органов государственно-общественного управления школы и создано в целях укрепления связи семьи и школы, обеспечения единства воспитательного воздействия на обучающихся и повышения их результативности.    Основными задачами «Школы компетентного родителя» являются:

  1. Укрепление связи между семьей и школой;
  2. Привлечение родителей в проектировании ООП, образовательных мероприятий;
  3. Содействие школе в расширении спектра предоставляемых услуг.

Управленческая образовательная среда совет социальных партнеров «Вместе в будущее» предполагает привлечение социальных партнеров для обогащения ресурсов, услуг для удовлетворения образовательных потребностей участников образовательной деятельности.